Сергиев Посад – город с уникальной лаврой |
09-01-2023 |

Хотя Сергиев Посад и не относится к числу наиболее древних русских городов «Золотого кольца», в русской культуре и истории он занимает исключительное место. В самом названии города заключен глубинный смысл. Прежде всего оно связано с именем ярчайшего духовного лидера Руси – преподобного Сергия Радонежского, который основал в этих местах в 1345 г. обитель монашеского уединения. Вскоре скит перерос в монастырь, вокруг которого образовался посад. В поселении собрался разнообразный люд, связанный с жизнью монастыря, прежде всего это были ремесленники. Они положили начало нескольким промыслам, до сих пор процветающим в городе и окрестностях.
Сергиев Посад знаменит живописными постройками Троице-Сергиевой лавры – особо значимого мужского монастыря, куда считали своим долгом совершать пешие паломничества даже цари. Наиболее раннее из сооружений монастыря относится к XV веку, одно из самых поздних – колокольня – к XVIII. Панорама лавры воспринимается как своеобразный символ русской культуры, многообразной и цельной.
Лавра связана не только с духовными, но и с общеисторическими событиями. Монастырь обрамляют оборонительные стены XVI – XVII веков, которые не единожды доказывали свою мощь. В период Смутного времени защитники лавры в течение полугода выдерживали осаду польско-литовских интервентов, а в конце XVII века в монастыре дважды находил укрытие юный Петр I – во время стрелецкого бунта и заговора Софьи.
Непререкаемый авторитет основателя обители обеспечил с середины XIV века приток в нее лучших интеллектуальных и художественных сил, постоянные поступления богатых вкладов от виднейших государственных деятелей. В слободах города жили и работали выдающиеся мастера прикладного искусства. Благодаря этому сегодня ризница лавры и Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник обладают уникальными коллекциями подлинных сокровищ. Среди них особенно выделяются произведения ювелиров и творения вышивальщиц, столь искусные, что их неоднократно принимали за писанные красками. С первых лет существования монастыря он был культурным центром, где велось «списание книг», работали талантливейшие литераторы, в частности, Епифаний Премудрый и Максим Грек.
Доминанта ансамбля монастыря – колокольня – видна даже из-за городской черты. Силуэт возносится более чем на 80 метров, но производит впечатление удивительной легкости. Это достигается особым приемом – сохранением ширины пролетов на всех ярусах, уменьшающихся кверху.
Лавра застраивалась на протяжении нескольких веков. При Сергии монастырь был деревянным. Наиболее масштабным сооружением комплекса стал Успенский собор, связанный с особо почитаемым на Руси культом Богородицы. Здание напоминает пропорциями Успенский собор Московского Кремля.
Троицкий собор является духовным и историческим центром лавры. Храм стал местом упокоения святых мощей Сергия и прочно связался в представлении верующих с именем еще одного русского святого – гениального художника Андрея Рублева. Здесь хранится его всемирно известная икона «Троица», которая всегда была особо почитаемым образом. Иконописцы не единожды выполняли вариации рублевской композиции, а сама икона обрела благодаря Ивану Грозному и стараниям монастырской братии великолепный золотой оклад. Это бесценное, выполненное с применением различных ювелирных техник произведение дает представление о высочайшем уровне развития декоративно-прикладного искусства России и виртуозности мастеров.
В Сергиевом Посаде есть что посмотреть и помимо лавры. Здесь много первоклассных памятников, например, часовня Пятницкого колодца (XVII – XVIII века). Она воплощает типичные черты «московского барокко»: пластическую выразительность сложных деталей и ясное соотношение объемов. Часовня располагается в низине, у подножья монастырского холма.




